|
|
Письменные источники
История письменности и культура
письма являются неотъемлемой частью государственности,
социально-экономической, культурно-просветительской жизни прошлого.
Культура письма формировалась на протяжении нескольких веков
и до появления азбуки в виде написанных букв прошла такие периоды, как
«Мнемоника», «Предметная письменность», «Пиктография», «Идеограмма».
Например, на скале памятника Сийпантош (относится к поздней эре
палеолита и мезолита), расположенного в предгорье Куруксой на Восточной
части Кашкадарьи имеются записи, выполненные пиктографией (письменность,
состоящая из рисунков), на глиняной посуде, найденных в Подаётоктепа (VIII
-VII века до рожд. Хр.) найдены записи, выполненные в стиле идеограммы,
т. е. условные знаки с точным и легким изображением. VIII-VII века
в Средней Азии становятся периодом расцвета культуры письма, некоторые
ученые считают, что самая древняя часть священной книги заратуштров
Авесты создана именно в этот период. В этой священной книге Восточная
часть Кашкадарьи Гава Сугуда изображена как родина согдийцев. Хотя
народы Центральной Азии в начале 1 тысячелетия до рождества Христова
были знакомы с финикийским, а затем арамийским алфавитом, созданными
шамийским народом в Передней Азии. Именно на этом языке народами
Центральной Азии была написана священная книга Авеста.
Древняя
письменность народов Центральной Азии генетически развивалась по трем
направлениям. Первое — местная письменность, сформировавшаяся в VI-V
века до рождества Христова. Эта письменность, получившая в науке
название «Горячая письменность» не смогла конкурировать с арамийской
письменностью, так как арамийская письменность поддерживалась в то время
в качестве государственной письменности. С повышением авторитета
сатрапства государства Ахмониев, появляется согдийская письменность,
основанная на буквенную систему арамийского алфавита. Хорезмская
письменность также основана на арамийской письменности, из 22 букв были
использованы 20. Древняя Бохтарская письменность также создана путем
соответствия арамийской письменности к Бактрийскому языку. Кроме
вышеуказанных согдийской, хорезмийской, бактрийской, Греко-бактрийской
письменности, в оазисе существовали манийская, сурениская, кхароштхи,
бархмийская, уйгуро-тюркская и древне-тюркская письменности, к сожалению
они были мало изучены. В музейной коллекции также встречаются образцы
письменности в стиле идеограмм, выполненные на глиняной посуде,
найденной в Подаётоктепа.
История культуры письма народов
Узбекистана, охватывающая последующее тысячелетие непосредственно
связана с арабской письменностью и памятники письменности на арабском,
фарси и тюркском языках, считающиеся в настоящее время письменным
наследием узбекского народа, также выполнены на арабской письменности.
Вид официальной письменности в арабском алфавите сначала назывался «маъкалий».
В данной письменности буквы располагались в основном в вертикальной
и ровной плоской форме. Стиль куфийского письма был создан в VII веке
в городе Куфа Яърабом ибн Кахтоном. Данная письменность была
использована в Коране «Лангарский Коран», который хранится в мечети
Катта Лангар. Вместе с этим эта письменность использована на стенных
украшениях главных зданий Шахрисабза в комплексах Ак-сарай, Дорус-саодат
и Дорус-тиловат. Письменность использована из-за того, что изображение
письменности была в виде геометрических прямоугольников и узоров.
В музейной коллекции имеются образцы куфийской письменности, выполненные
на множестве глиняной посуды (период Караханидов) IX-XI веков.
Развитие арабской письменности стало причиной возникновения новых стилей
в начале Х века. Эти стили также были основаны на куфийский стиль
и делились на 6 видов: это мухаккик, райхани, сулс, насх, тавкиъ, рикоъ.
В книжном искусстве средних веков, имеющегося в музейной коллекции,
после куфийской письменности широко использовалась письменность насх,
до XIV века исползовалась таълик, после этого, до создания письменности
настаълик, многие рукописи выполнялись на письме насх и частично на рикоъ.
В эпоху Амира Темура и темуридов в культуре письма начался период
ренессанса также как и во всех других сферах. Во дворце Амира Темура
были открыты крупные библиотеки, в которых работали знаменитые на весь
мир каллиграфы. Например, в произведении историка того времени
Шарафиддина ал Язди «Зафарнаме» указано, что Египетскому царю было
послано письмо Амира Темура, написанное мавлоно Абдуллохом Кеши, которое
было «шириной 3 аршина, длиной 70 аршинов (по нынешним меркам шириной
1,8 метров, длиной 42 метра), все обведено золотой водой и выполнено
в книжном и каллиграфическом стиле по письменности мавлоно Мухаммада».
История письменности Центральной Азии указывает, что в эпоху Амира
Темура и темуридов чистописание (каллиграфия) было доведено до пика
совершенства, эта традиция была продолжена в царстве Мирза Шахруха
в Герате, Шеразе и других городах, при правлении Хусаина Байкаро этому
стилю покровительствовал Алишер Навои. В культурной среде данного
региона было сильным влияние поэтов того времени — переехавшего из Шахрисабза
в Индию Амира Хисрава Дехлави (1253-1325), Мирза Абдулкодира Бедила
(1644-1721), которые писали на фарси и таджикском языках. В эпоху Амира
Темура и темуридов творили Айюб Шахрисабзи ибн Абдулбарака, Лозими Кеши,
Нажми Кеши, Хаким Шахрисабзи, Мир Табиб, Мушток Шахрисабзи, Фарах
Шахрисабзи.
В XVI-XIX века в Мавераннахре имелись такие
каллиграфы как Дарвишмухаммад ибн Дустмухаммад (XVI век), Мир Абдуллох
Термизи (XVII век), Мухаммадюсуф Махдум Чаппанавис (XIX век), Ахмад
Дониш (XIX век), Мухаммад Шариф Самарканди (XIX век), в самом Шахрисабзе
творили Мирза Умрбокий Шахрисабзи (Самарканди) (1878-1957), Файзулло
Равнаки (1892-1978), Абдулло Рахмон Гулшани (1898-1978), Исмоилхон
Шахрисабзи Факири (1910-1980), Нажимиддин Асири (Нажоти) (1917-1853),
Салохиддин Маннон угли (Солихи) (1905-1977).
| | |